Опоры освещения — типовые конструкции, схожие между собой. Они имеют идентичную геометрию, функциональность и способ монтажа. В результате у покупателя возникает соблазн сэкономить, выбрав самые доступные решения. Чем опасен такой подход, и как купить качественные изделия, расскажут специалисты «Гамма-Электро».

Параметры, о которых молчат

Обычно при продаже опор указывают их наименование, массу и монтажные размеры. При этом отсутствуют сведения о качестве проката, цинкования, сборки и сварных швов. А ведь это ключевые показатели, влияющие не только на надежность, но и на безопасность изделий.

Качество проката

Прокат — основа опоры. От него зависит прочность, устойчивость и долговечность конструкции. Производители дешевых изделий приобретают доступный материал у сомнительных поставщиков, игнорируя сопутствующие риски:

  • несоответствие заявленной и фактической марки стали;
  • нарушение условий хранения;
  • механические повреждения.

Все это сказывается на качестве опор. Конструкциям, собранным из такого проката, свойственны следующие проблемы:

  • Низкая несущая способность. Опоры испытывают постоянные и временные нагрузки. К первым относят вес самого изделия и установленного на нем оборудования, ко вторым — ветер и обледенение. Такое воздействие изменяет геометрию проката, а следом и всей опоры.
  • Склонность к усталостному разрушению. Некачественный металл имеет низкий предел выносливости, а значит, на нем быстрее появляются микротрещины. Под действием вибраций и перепадов температур они поражают новые элементы, увеличивая вероятность обрушения.
  • Низкая ударная вязкость. Материал со сниженной ударной вязкостью может лопнуть при ударе. С ростом прилагаемых усилий увеличиваются и риски. Если при столкновении с автомобилем качественная опора согнется, то некачественная — надломится и упадет.

Кроме того, некондиционный прокат имеет отклонения в размерах. Они не всегда заметны на глаз, но с учетом значительной длины опор могут вызывать искривления.

Концентрированное воздействие приводит к множественным трещинам в металле с низкой ударной вязкостью

Удостовериться, что производитель использовал качественные материалы, можно, запросив сертификаты и дополнительную информацию о поставщике. Опоры для средней полосы должны быть выполнены из стали Ст3пс5, для северных регионов — 09Г2С.

Качество цинкования

Все опоры подвергаются горячему цинкованию. Процесс включает несколько этапов, на каждом из которых вероятны ошибки из-за экономии:

  • Очистка поверхности. Первичная обработка изделий с использованием разных чистящих средств. При несоблюдении регламента на поверхности остаются жир, грязь и другие субстанции, препятствующие цинкованию.
  • Травление. Погружение компонентов в раствор соляной кислоты для удаления оксидной пленки. Здесь есть риски, связанные с недостаточной концентрацией состава и нарушением сроков. Если передержать изделие в растворе — деградирует поверхность, если прервать процедуру раньше — останутся окислы. Аналогичная ситуация с малой и большой концентрацией раствора.
  • Промывка и сушка. Удаление остатков кислоты и влаги. В процессе важно смыть весь реагент, иначе он продолжит воздействовать на металл, вызывая коррозию.
  • Флюсование. Обработка хлоридом аммония и цинка для создания пассивирующей пленки и увеличения адгезии основания. Частичное погружение оставит необработанные участки, на которых образуются окислы. Это не означает, что на них не удержится цинк, но качество такого покрытия будет ниже. Процедура завершается повторной сушкой.
  • Цинкование. Погружение изделия в ванну с расплавленным цинком на 4–10 минут. Как и в предыдущих случаях важно соблюдение временных интервалов и полное опускание деталей в расплав. Нарушение технологии снизит качество покрытия.

Завершающий этап — охлаждение. Остатки цинка стекают естественным путем при наклоне опоры. Если он будет незначительным или отсутствовать вовсе, излишки образуют наслоения, отстающие со временем.

ВАЖНО. Обнаруживать перечисленные недочеты обязаны сотрудники ОТК. Отлаженный контроль качества выявит и предотвратит дефекты, обеспечив выпуск надежной продукции. Привлечение неквалифицированного персонала или его недостаточное количество приведет к проблемам даже при хорошей материальной базе.

Некачественное цинкование гарантирует коррозию. Сначала появляются небольшие желтые точки, затем — рыхлая корка, распространяющаяся на прилегающие участки. В завершение коррозия приобретает сквозной характер и опора теряет прочность.

Как правило, коррозия начинается в местах с некачественной обработкой

Начало окислительных процессов легко пропустить. Они могут протекать внутри опоры и даже в полостях под покрытием. Нередко проблема обнаруживается после вздутия цинка или появления сквозных отверстий на стенках.

При глубоком коррозионном поражении конструкцию выводят из эксплуатации. Если дефекты неопасны и носят локальный характер, проводятся восстановительные мероприятия.

Качество сборки и сварных швов

Сборка опор выполняется посредством механизированного и ручного труда. Поэтому в ходе проведения работ возможны ошибки, влияющие на дальнейшее использование изделия:

  • Некорректное позиционирование фланца. Опора соединяется с закладной через фланцы. При их смещении нарушается соосность отверстий, и монтажникам не удается установить крепежные болты. Также фланец может находиться «не в плоскости» ответного элемента, а значит, в узле образуется зазор. Его нельзя нивелировать протяжкой крепежа из-за большой толщины пластин, поэтому конструкцию просто списывают в брак.
  • Искривление стойки. Стойки некоторых моделей состоят из нескольких элементов. Обычно они соединяются при помощи сварки и могут быть собраны с искривлением. Дефект возникает из-за неправильного позиционирования деталей и нарушения порядка наложения сварных швов. В первом случае компоненты изначально располагаются с отклонением, во втором — их «ведет» от сплошного провара вместо последовательной работы с противоположных сторон.
  • Некорректное исполнение узла для установки кронштейна. Та же проблема, что и с закладными. Нарушение геометрии участка приводит к сложностям с фиксацией кронштейнов. В результате они крепятся ненадежно или с перекосом. От этого страдает не только долговечность, но и качество освещения.

Наряду с обозначенными проблемами вероятен ускоренный износ конструкции. Он возникает из-за концентрации напряжений в местах с дефектами геометрии. Именно там появляются первые трещины.

Отдельного внимания заслуживают сварные швы. Важно, чтобы они соответствовали требованиям проектной документации и формировались без дефектов:

  • Прожоги. Сквозные отверстия в теле шва и околошовной зоне. Они не только снижают прочность соединения, но и пропускают влагу.
  • Неравномерный шов. Некорректное распределение наплавляемого металла между кромками свариваемых деталей. Где-то возникают избыточные усиления, а где-то элементы не соединяются вовсе. В результате ухудшается эстетика и прочность, а также появляются труднодоступные участки, накапливающие воду и грязь.
  • Свищи. Швы с каналом внутри. Он имеет малые размеры и не всегда заметен, но является одной из причин появления трещин.
  • Перегрев. Избыточный нагрев околошовной зоны, вызванный нарушением режима сварки. Из-за него выгорают легирующие элементы, а материал теряет коррозионную стойкость и ударную вязкость.
  • Непровар. Неполное сваривание кромок, вызванное большим зазором между деталями, малым током или высокой скоростью сварки. Дефект становится концентратором напряжений и увеличивает риск разрушения узла при нагрузках.
  • Подрезы. Канавки по краям шва, уменьшающие площадь соединения. Они менее опасны, чем непровары, но если все швы выполнены с подобным дефектом, прочность конструкции падает.
  • Наплывы. Избыточное наплавление металла. Наплывы незначительно влияют на прочность соединения, но вызывают проблемы с эстетикой. Кроме того, их устранение приводит к дополнительным трудозатратам.
  • Трещины. Наружные и внутренние разрывы в металле шва. Одни из наиболее опасных дефектов, поскольку соединение сразу же лишается прочности. Проблема возникает при жесткой фиксации свариваемых деталей и высоком содержании серы в прокате.
  • Поры. Пустоты, вызванные некачественной защитой сварочной ванны. Они нарушают однородность шва, снижая прочность. Также в порах может скапливаться влага, вызывающая коррозию.
  • Инородные включения. Сторонние материалы, попавшие в шов: шлак, неплавящиеся элементы или окислы. Дефект нарушает структуру соединения, не всегда заметен при осмотре, но часто обнаруживается вместе с трещинами.

Кроме того, в соединениях могут присутствовать кратеры. Они появляются при резком обрыве дуги, локально уменьшают прочность шва и создают зону напряженности. Обычно современные полуавтоматы имеют специальные функции, поддерживающие дугу после отпускания курка на горелке. Это устраняет ключевой фактор, приводящий к проблеме.

Поры заметны даже при беглом осмотре сварного соединения

Перечисленные дефекты сварных швов — результат экономии на персонале. Стремясь снизить себестоимость изделий, производитель нанимает некомпетентных сварщиков за небольшие деньги. В результате страдает не только прочность конструкции, но и увеличиваются риски для эксплуатирующих организаций.

Как приобрести надежные опоры

Наилучший вариант — обратиться к проверенному поставщику. Наша компания реализует качественные опоры, соответствующие отраслевым нормативам. Изделия выполнены из сертифицированного проката, имеют выверенную геометрию и прочные сварные швы. Они проверяются специалистами ОТК, сопровождаются полным набором документов и удобны в монтаже. Ознакомиться с ассортиментом конструкций поможет наш каталог.